Развитие конструкций пассажирских вагонов и обслуживание пассажиров на железных дорогах Индии: конец ХIХ – первая половина XX столетия
https://doi.org/10.46684/2024.4.3
Аннотация
К концу XIX столетия в Индии действовало несколько десятков железнодорожных компаний, осуществлявших междугородные маршруты, в том числе протяженностью в несколько тысяч километров. На дорогах широкой и узкой колеи эксплуатировались вагоны различного класса: от IV и III — практически без удобств (часто даже без скамеек для сидения) и до роскошных вагонов I класса и вагонов-салонов.
До начала ХХ в. железнодорожные компании при организации пассажирских перевозок ориентировались на относительно небольшой круг европейцев-колонизаторов, государственных служащих, британских военных и богатых предпринимателей, включая индийцев, меньше — на индийцев среднего достатка, и игнорировали интересы беднейшего населения, составлявшего его подавляющую часть.
Исходя из вышеизложенного формировался и парк пассажирских вагонов широкой, метровой и узкой колеи, при этом все технические новинки, улучшения, касающиеся повышения комфорта проезда, первоначально внедрялись в вагонах-салонах, вагонах первого класса и часто спустя десятилетия в вагонах второго, а затем третьего и четвертого класса.
Такое положение сохранилось практически до обретения Индией независимости в 1947 г., реальные сдвиги к лучшему происходят с 1960-х гг. с началом обновления пассажирского вагонного парка страны и повышения общего уровня обслуживания пассажиров, включая второй и третий класс.
Об авторах
В. Б. ЗахаровРоссия
Владислав Борисович Захаров — кандидат технических наук, доцент кафедры «Железнодорожный путь»
190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9
РИНЦ ID: 662988
ResearcherID: IST-9636-2023
Е. Комаров
Россия
Егор Комаров — независимый исследователь
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Myllyntaus T., Sourabh N.C. Infrastructure and rail roads // The Environment & Society Portal. URL: https://www.environmentandsociety.org/exhibitions/famines-india/infrastructure and-railroads
2. Raychaudhuri D. Indian Railways in Old Days During the Brit ish Raj. Part-II // History & Heritage of Indian Railways. 2015. URL: https://dipakrc.blogspot.com/2015/08/classes-of-accommodation-in-indian_16.html
3. Rolling Stock. Part I. Passenger Coaches and Other Coach ing Stock // IRFCA. URL: https://irfca.org/faq/faq-stock.html
4. Железные дороги мира: Обзор эксплуатационной работы и техн. оснащения ж. д. мира / пер. с англ. М.: Трансжелдориздат, 1959. С. 355.
5. Egypt Railways — The Egyptian Viceroy’s private 2-2-4T steam locomotive (Robert Stephenson Locomotive Works 1295/1862). URL: https://www.flickr.com/photos/124446949@N06/25958172834
6. Indian Railways History: Early Days. Chronology of Railways: 1832–1869 // IRFCA. 2020. URL: https://irfca.org/faq/faq-hist.html
7. The Prince of Wales’s Saloon. URL: https://victorianweb.org/technology/railways/india/8.html
8. Unveiling National Rail Museum New Delhi 2015 // The IRFCA Photo Gallery. URL: https://www.irfca.org/gallery/Heritage/nrm/Nrm15/?g2_page=3
9. The royal saloon of the Gaekward of Baroda. National Rail Museum // Google Arts & Culture. URL: https://artsandculture.google.com/story/igUB3wOjyb_jLw
10. Banerjee J. Indian Railways: A Chronology. URL: https://victorianweb.org/technology/railways/india/chronology.html
11. Chronology of Railways: 1900–1946 // IRFCA. 2020. URL: https://irfca.org/faq/faq-history3.html
12. The Hilarious Letter of Okhil Chandra Sen that Prompted Indian Railways to Install Toilets on Trains // School Dekho. URL: https://www.schooldekho.org/school/blog/details/The-Hilarious-Letter-of-Okhil-Chandra-Sen-that-Prompted-Indian-Railways-to-Install-Toilets-on-Trains.-183
13. Central Railway Completes 97 Years of EMU Service; Check Out Rare Photos of Indian Railways // News18. 2022. URL: https://www.news18.com/photogallery/lifestyle/rare-pictures-from-indian-railways-history-that-you-will-love-to-see-2105033-27.html
14. Vice Regal Dining Car, National Rail Museum, New Delhi // Heritage Preservation Atelier. URL https://heritagepreservationatelier.com/vice-regal-dining-car-national-rail-museum-new-delhi/
15. Sethi R.K. Introduction of Diesel Locomotives on the In dian Railways // Journal of the Institution of Locomotive Engi neers. 1959. Vol. 49. Issue 271. Pp. 622–661. DOI: 10.1243/JILE_PROC_1959_049_052_0
16. India’s Mainline Railways. Across India by train and Delhi Railway Museum // Industrialgwent. URL: http://industrialgwent.co.uk/ww34-asiair/index.htm#mainline
17. List of Indian rail accidents // Aanavandi. 2018. URL: https://www.aanavandi.com/blog/list-of-indian-rail-accidents/
18. Indian Railways History: Early Days. Chronology of Rail ways: 1870–1899 // IRFCA. 2020. URL: https://irfca.org/faq/faqhistory2.html
19. Wallace L. Sept. 13, 1833: Imported Ice Chills, Thrills In dia // Wired. 2010. URL: www.wired.com/2010/09/0913calcuttaice-ship/
20. Railway Regulation Act, 1844. URL: https://www.irishstatutebook.ie/eli/1844/act/85/enacted/en/print.html
21. Gandhi M. Third class in Indian railways // Project Gutenberg. URL: https://www.gutenberg.org/files/24461/24461h/24461-h.htm
22. Кашин В.П. Ганди (Махатма Ганди) // Большая Российская энциклопедия: В 30 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. Т. 6. С. 379–380.
23. Кашин В.П. Ганди Мохандас Карамчанд / Новая Российская энциклопедия: В 12 т. 2008. Т. 4 (2). С. 19–20.
Рецензия
Для цитирования:
Захаров В.Б., Комаров Е. Развитие конструкций пассажирских вагонов и обслуживание пассажиров на железных дорогах Индии: конец ХIХ – первая половина XX столетия. Транспорт БРИКС. 2024;3(4). https://doi.org/10.46684/2024.4.3
For citation:
Zakharov V.B., Komarov E. The development of passenger carriage design and passenger service on the railways of India: The end of the 19th – the fi rst half of the 20th century. BRIСS Transport. 2024;3(4). https://doi.org/10.46684/2024.4.3