Выбор конструкции верхнего строения железнодорожного пути: современные представления
https://doi.org/10.46684/2024.3.3
Аннотация
Анализируются причины бытующего мнения о необходимости более высокой массы элементов верхнего строения для участков железнодорожного пути с повышенными грузонапряженностью, скоростью и осевыми нагрузками. С помощью известных теорий и вновь разработанной автором, учитывающей фактор времени, доказывается, что по всем наиболее существенным техническим показателям лучшими в реальных пределах являются меньшая масса рельсов и железобетонных шпал. Значимым аргументом в пользу меньшей погонной массы рельсов служит повышение устойчивости колеи при действии в рельсах продольных сжимающих сил. Предложена, изготовлена и испытана железобетонная шпала меньшей массы, создающая при этом не менее чем в два раза повышенные сопротивления сдвигу в балласте поперек оси пути. Для стабильного прижатия рельсов к шпалам промежуточными скреплениями упругие клеммы должны быть выполнены не из прутковой, а из пластинчатой стали. Пластинчатую клемму предлагается изготовить в виде «балки равного сопротивления». Приводятся конкретные примеры предлагаемых решений по рельсам, железобетонным шпалам, промежуточным скреплениям.
Об авторе
В. И. НоваковичРоссия
Василий Иванович Новакович, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра «Путь и путевое хозяйство»
344038; пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2; Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Шахунянц Г.М. Технико-экономические расчеты в путевом хозяйстве железных дорог. М., Трансжелдориздат, 1939. 242 с.
2. Шахунянц Г.М. Железнодорожный путь. М.: Транспорт, 1969. 536 с.
3. Шахунянц Г.М. Железнодорожный путь. М.: Транспорт, 1987. 479 с.
4. Новакович В.И. Бесстыковой путь со сверхдлинными рельсовыми плетями : учебное пособие. М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. 168 с.
5. Першин С.П. Методы расчета устойчивости бесстыкового пути // Труды МИИТ. М., 1962. № 147. С. 28–96.
6. Novakovich V.I. Rheology of jointless tracks // Rail International. 1988. Vol. 19. Issue 11. Pp. 35–41. EDN: XLQSUC.
7. Хвостик М.Ю. Рельсы типа Р75: история вопроса и перспектива // Путь и путевое хозяйство. 2023. № 8. С. 2–6. EDN: MDWLNB.
8. Шур Е.А. Повреждения рельсов. М.: Интекст, 2012. 192 с.
9. Железнодорожный транспорт : энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 559 с.
10. Новакович В.И., Карпачевский Г.В. О методике расчета рельсов бесстыкового пути на прочность // Путь и путевое хозяйство. 2015. № 7. С. 25–26. EDN: UBVPCF.
11. Бромберг Е.М., Вериго М.Ф., Данилов В.Н., Фришман М.А. Взаимодействие пути и подвижного состава // Труды ВНИИЖТ. М.: Трансжелдориздат, 1956.
12. Новакович В.И., Мироненко Е.В., Хадукаев Н.А. Влияет ли масса шпалы на сопротивление сдвигу в балласте? // Путь и путевое хозяйство. 2020. № 3. С. 34–37. EDN: TZNKZA.
13. Карпачевский В.В., Киреевнин А.А., Бабадеев И.С. Конструкция новой железобетонной шпалы // Путь и путевое хозяйство. 2010. № 5. С. 31. EDN: KSEJIN.
14. Патент RU № 2688650. Упругое безболтовое рельсовое скрепление / Новакович В.И., Новакович О.В., Новакович В.С.; опубл. 21. 05. 2019. Бюл. № 15.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Новакович В.И. Выбор конструкции верхнего строения железнодорожного пути: современные представления. Транспорт БРИКС. 2024;3(3):1-6. https://doi.org/10.46684/2024.3.3
For citation:
Novakovich V.I. Selection of railway track superstructure design: Modern outlooks. BRIСS Transport. 2024;3(3):1-6. https://doi.org/10.46684/2024.3.3