Способ обнаружения источника радиопомех, влияющих на работу поездной радиосвязи в диапазоне 2,13 и 2,15 МГц
https://doi.org/10.46684/2023.2.4
Аннотация
На процесс организации движения поездов влияет множество факторов, качественная радиосвязь является одним из важнейших. Разборчивость команд диспетчера, направленных машинисту, важна для принятия решения о каких-либо его действиях, а также при информировании диспетчера о поездной ситуации на конкретном участке железной дороги. Источниками радиопомех, оказывающих мешающее воздействие на качество полезного сигнала поездной радиосвязи, служат естественные и искусственные помехи. В основном источники вырабатывают низкочастотные помехи. Одним из постоянно действующих источников высокочастотного излучения, оказывающих влияние на устойчивую работу поездной радиосвязи, являются разряды, возникающие в высоковольтной изоляции линий электропередачи, в том числе разряды, образующиеся в изоляции контактной сети. Искровые разряды – источник радиопомех – образуются как на поверхности изолятора (как правило, их называют поверхностными частичными разрядами (ПЧР), так и внутренней толще изоляции (такие разряды называются частичными разрядами (ЧР)). При эксплуатации высоковольтной изоляции те изоляторы, которые содержат ЧР и ПЧР, называют дефектными. Диагностику ЧР и ПЧР проводят два раза в год посредством вагон-лаборатории. Регистрацию разрядов выполняют в видимом и ультрафиолетовом диапазоне. Существуют акустические методы регистрации ЧР и ПЧР. Предлагается регистрировать разряды в электромагнитном частотном диапазоне. Для оперативности выявления радиопомех антенны рекомендуется разместить на вагоне-лаборатории, а измерения совместить с действующей диагностикой высоковольтной изоляции, что позволит повысить достоверность полученных во время диагностики результатов. Для увеличения точности определения источника радиопомехи на вагоне-лаборатории рассматривается размещение двух антенн.
Об авторах
С. М. КуценкоРоссия
Сергей Михайлович Куценко, кандидат технических наук, доцент, декан, доцент кафедры
факультет «Безотрывные формы обучения»
кафедра «Электрическая связь»
190031
Московский пр., д. 9
Санкт-Петербург
Н. И. Рукавишников
Россия
Никита Игоревич Рукавишников, электромеханик по обслуживанию устройств связи
664005
ул. Маяковского, д. 25
Иркутск
О. Г. Евдокимова
Россия
Ольга Геннадьевна Евдокимова, кандидат технических наук, доцент
кафедра «Электрическая связь»
190031
Московский пр., д. 9
Санкт-Петербург
Ж. Ф. Курбанов
Узбекистан
Жанибек Файзуллаевич Курбанов, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой
кафедра «Автоматика и телемеханика»
100167
1-й проезд Темирйулчилар, д. 1
Мирабадский район
Ташкент
Scopus: 57222268352
Список литературы
1. Максимова И. Н. Влияние разборчивости речи на скорость реакции машиниста // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2013. № 3 (19). С. 126–130.
2. Шевчук В. Г., Соловьев Р. А., Фищенко А. А., Гуллаков Г. А. Исследования уровня радиопомех на участке железной дороги на частоте поездной радиосвязи // Проблемы безопасности на транспорте: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Году науки : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. И. Кулаженко. Гомель, 2017. С. 208–210.
3. Шевчук В. Г., Жигалин И. О., Карпов А. В. Исследования уровней радиосигнала в гектометровых каналах поездной радиосвязи с волноводными направляющими линиями // Вестник Белорусского государственного университета транспорта : Наука и транспорт. 2019. № 1 (38). С. 4–6.
4. Kutsenko S., Klimov N., Pavlova L., Jeho L. Investigation of the structure of porcelain insulators at high voltage of the railway contact network for a long time. Journal of the Korean Society of Railways. 2021; 24 (5): 427-434. DOI: 10.7782/jksr.2021.24.5.427
5. Kutsenko S. M., Klimov N. N. Diagnostics of high-voltage insulation of the air system of railway transport by the method of spaced antennas. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020; 760 (1): 012035. DOI: 10.1088/1757-899x/760/1/012035
6. Плотников Ю. И., Милованов С. В., Петроченко И. В., Демидов С. В. Повышение эффективности дистанционных обследований изоляции электрифицированных линий железных дорог с использованием УФ-дефектоскопа COROCAM6D при пеших обходах // Энергетик. 2014. № 8. С. 63–68.
7. Плотников Ю. И., Милованов С. В., Петроченко И. В., Федоришин Ю. М., Демидов С. В. Применение портативного УФ-дефектоскопа COROCAM для диагностики контактной сети железных дорог // Энергетик. 2021. № 4. С. 48–54.
8. Зарипов Д. К., Балобанов Р. Н. Индикатор дефекта высоковольтной изолирующей конструкции // Электротехника. 2016. № 6. С. 16а–21.
9. Базанов В. П., Спирин М. В., Тураев В. А. Ультразвуковой метод контроля фарфоровой изоляции воздушных линий электропередачи 35–220 кВ // Энергетик. 2000. № 4. С. 16–17.
10. Киншт Н. В., Петрунько Н. Н. Об оценке параметров частичных разрядов // Электричество. 2016. № 6. С. 51–56.
11. Роенков Д. Н., Шматченко В. В., Яронова Н. В. Анализ влияния отказов системы поездной радиосвязи стандарта GSM-R на безопасность движения и своевременность прибытия поездов // 71-я Всероссийская научно-техническая конференция, посвященная Дню радио: Труды конференции. СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2016. С. 223–224.
12. Шматченко В. В., Роенков Д. Н., Плеханов П. А., Иванов В. Г., Яронова Н. В. Влияние отказов и сбоев системы радиосвязи GSM-R на готовность перевозочного процесса // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2017. Т. 14. № 3. С. 490–500.
13. Патент на изобретение RU 2365928 C1. Способ дистанционной акустоэлектромагнитной диагностики состояния линейной изоляции контактной сети переменного тока железнодорожного транспорта / С. М. Куценко, Н. Н. Климов, В. И. Муратов, И. И.Рындин, Я. А. Желябин; заявка № 2007144807/28 от 03. 12. 2007.
14. Гончаренко И. В. Компьютерное моделирование антенн. Все о программе MMANA. М.: ИП РадиоСофт, журнал «Радио», 2002. 80 с.
15. Юрцев О. А., Попов А. А. Сверхширокополосная сканирующая антенная решетка проволочных излучателей // Доклады Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. 2019. № 7-8 (126). С. 5–12.
Рецензия
Для цитирования:
Куценко С.М., Рукавишников Н.И., Евдокимова О.Г., Курбанов Ж.Ф. Способ обнаружения источника радиопомех, влияющих на работу поездной радиосвязи в диапазоне 2,13 и 2,15 МГц. Транспорт БРИКС. 2023;2(2):1-8. https://doi.org/10.46684/2023.2.4
For citation:
Kutsenko S.M., Rukavishnikov N.I., Evdokimova O.G., Kurbanov J.F. Method for detecting the source of radio interference affecting train radio communication in the band of 2.13 and 2.15 MHz. BRIСS Transport. 2023;2(2):1-8. https://doi.org/10.46684/2023.2.4