Preview

Транспорт БРИКС

Расширенный поиск

Проблемы и перспективы декарбонизации автомобильного транспорта в Российской Федерации

https://doi.org/10.46684/2023.4.1

Аннотация

На пути декарбонизации отдельных отраслей экономики возникают новые виды климатических рисков и связанные с ними потери в результате действий государственного и частного секторов, направленных на сдерживание этих изменений, а не на адаптацию отраслей к изменению климата. Рассмотрены мероприятия по декарбонизации автомобильного транспорта. Наиболее эффективными из них в среднесрочной перспективе являются меры по диверсификации использования в качестве источников энергии природного газа, тягового электропривода и водородных топливных элементов. Выделены ключевые организационно-технологические и экономические проблемы, которые сдерживают широкое использование данных альтернативных источников энергии. Сформулированы основные требования, выполнение которых позволит обеспечить конкурентоспособность электромобилей с тяговыми аккумуляторными батареями и водородными топливными элементами по сравнению с автомобилями на нефтяном топливе.

Результаты прогноза выбросов парниковых газов (ПГ) автомобильным транспортом на период до 2050 г. с учетом реализации рассмотренных мероприятий показали, что суммарные валовые выбросы ПГ автомобильным парком России в 2050 г., ожидаемая численность которого сократится по сравнению с 2021 г. с 59,8 до 51,7 млн ед., могут составить 126,8 млн т СО2-экв., что на 28,5 % меньше, чем в 2021 г. По сравнению с ранее составленными прогнозами значение суммарных выбросов ПГ автомобильным парком в 2050 г. будет отставать примерно на 5 лет. При этом в автомобильном парке в 2050 г. будут преобладать автотранспортные средства (АТС) с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) на углеводородном топливе (жидком, газообразном). Только после 2045 г. доля продаж электромобилей всех типов может превысить долю продаж этих типов АТС с ДВС [1].

Об авторе

Ю. В. Трофименко
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Юрий Васильевич Трофименко — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой техносферной безопасности

125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 64

Scopus: 56098551600, ResearcherID: 7846-2018



Список литературы

1. Трофименко Ю.В., Комков В.И. Актуализированный прогноз численности, структуры автомобильного парка России по типу энергоустановок и выбросов парниковых газов до 2050 года // Вестник СибАДИ. 2023. Т. 20. № 3. С. 350–361. DOI: 10.26518/2071-7296-2023-20-3-350-361. EDN DDEUBI.

2. Trofimenko Y., Komkov V., Donchenko V. Problems and prospects of sustainable low carbon development of transport in Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2018. Vol. 177. P. 012014. DOI: 10.1088/1755-1315/177/1/012014

3. Trofimenko Yu.V., Komkov V.I., Trofimenko K.Yu. Forecast of energy consumption and greenhouse gas emissions by road transport in Russia up to 2050 // Transportation Research Procedia. 2020. Vol. 50. Pp. 698–707. DOI: 10.1016/j.trpro.2020.10.082

4. Trofimenko Y.V., Komkov V.I. Forecast of decarbonization of road transport in Russia until 2050 in the context of digitalization and expansion of the use of unmanned vehicles // 2021 Intelligent Technologies and Electronic Devices in Vehicle and Road Transport Complex (TIRVED). 2021. DOI: 10.1109/tirved53476.2021.9639206

5. Трофименко Ю.В. Обоснование перспективных направлений прикладных научных исследований в транспортном комплексе // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 9. С. 4–9. EDN YUOFNJ.

6. Трофименко Ю.В. Перспективные направления повышения экологичности транспортных объектов и технологий // Информационные технологии и инновации на транспорте: материалы VI Международной научно-практической конференции. 2020. С. 127–133. EDN RPCDYT.

7. Трофименко Ю., Комков В., Шашина Е., Деянов Д., Гайда И. и др. Научно обоснованный прогноз адаптации сектора автомобильного транспорта к вероятным последствиям изменения климата и возможные сценарии его декарбонизации в Российской Федерации. М.: Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, 2022. 134 с. URL: https://sk.skolkovo.ru/storage/file_storage/b013d3a4-d719-43e1-a27b-1732879abe9a/SKOLKOVO_EneC_RU_Transport.pdf?_gl=1*byfa2y*_ga*MTg0MjY2Mzc2MS4xNjg5NzU0Mjcx*_ga_ZV5K MBPMNL*MTY5NjY3NTc4NS4yLjEuMTY5NjY3NTkxNC41NS4wLjA

8. Порсин А.В., Цариченко С.Г., Добровольский Ю.А., Козлов А.В., Надарейшвили Г.Г. и др. Анализ безопасности использования в автомобилях углеводородных топлив и водорода // Журнал прикладной химии. 2020. Т. 93. № 10. С. 1508–1519. DOI: 10.31857/S0044461820100138. EDN LYZXNV.

9. Пономарев-Степной Н.Н., Алексеев С.В., Петрунин В.В., Кодочигов Н.Г., Кузнецов Л.Е. и др. Атомный энерготехнологический комплекс с высокотемпературными газоохлаждаемыми реакторами для масштабного экологически чистого производства водорода из воды и природного газа // Газовая промышленность. 2018. № 11. С. 94–101.

10. Trofi menko Yu.V., Komkov V.I. Forecast of decarbonization of road transport in Russia until 2050 in the context of digitalization and expansion of the use of unmanned vehicles // 2021 Intelligent technologies and electronic devices in vehicle and road transport complex (TIRVED). 2021. DOI: 10.1109/ TIRVED53476.2021.9639206


Рецензия

Для цитирования:


Трофименко Ю.В. Проблемы и перспективы декарбонизации автомобильного транспорта в Российской Федерации. Транспорт БРИКС. 2023;2(4):1-9. https://doi.org/10.46684/2023.4.1

For citation:


Trofimenko Yu.V. Problems and prospects of decarbonization of road transport in the Russian Federation. BRIСS Transport. 2023;2(4):1-9. https://doi.org/10.46684/2023.4.1

Просмотров: 358


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-0812 (Online)