Preview

Транспорт БРИКС

Расширенный поиск

Особенности ценностно-смысловой сферы и мотивации будущих специалистов транспортной отрасли

https://doi.org/10.46684/2024.1.6

Аннотация

В настоящее время особенно актуальна проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных, обладающих необходимыми компетенциями в рамках будущей профессиональной деятельности. Ключевое значение это имеет для формирования кадрового резерва в транспортной отрасли, в частности на железнодорожном транспорте, где деятельность большинства сотрудников связана с обеспечением безопасности и непрерывным производственным процессом. Один из важных вопросов — изучение ценностно-смысловой сферы и мотивационного отношения к будущей профессии, как возможность разработки технологий психолого-педагогического сопровождения, направленной на формирование устойчивых внутренних мотивов специалистов транспортной отрасли.

Цель исследования — изучить особенности ценностно-смысловой сферы и мотивации будущих специалистов транспортной отрасли. В исследовании приняли участие 50 юношей в возрасте 20–24 лет, студенты технического и экономического направлений подготовки. Использовались: методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) D. Crumbaugh, L. Maholick в адаптации Д.А. Леонтьева; опросник диагностики личностных особенностей профессионала (ЛОП) И.Г. Сенина, В.Е. Орла; методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана.

Результаты для интерпретации получены с помощью математико-статистической обработки данных с применением корреляционного анализа (критерий корреляции Пирсона).

У студентов целеустремленность связана с умением выделять значимые условия для достижения целей и все происходящее с ними способствует их личностному росту. Чем более эмоционально насыщенной и интересной студенты воспринимают свою жизнь, тем меньше они склонны воспринимать свою учебно-профессиональную деятельность как источник стресса.

Студентам с четкими целями перспектив будущей профессиональной самореализации свойственно в большей степени проявлять внутренние мотивы на достижение результата. Ощущение осмысленности и продуктивности жизни студентов связано с напряжением в процессе обучения, сознательным контролем своих действий и поведения.

Об авторе

Д. Н. Церфус
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС)
Россия

Диана Николаевна Церфус — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная психология»,

190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, д. 9

РИНЦ ID: 3634-4305, Scopus: 57209687792, ResearcherID: G-2161-2018



Список литературы

1. Оконешникова О.В. Ценности человека и регуляция социального поведения // Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2012. С. 77–88. EDN YVIPHV.

2. Слотина Т.В. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (43). С. 223–228. EDN RQUCKZ.

3. Cerfus D., Karagacheva M. Gender characteristics of psychological well-being and control locus of future transport professionals // International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia – 2021. 2022. Pp. 260–268. DOI: 10.1007/978-3-030-96380-4_29

4. Ершова И.А., Пермякова М.Е., Садкина Т.М. Связь жизнестойкости с самооценкой и копинг-стратегиями у юношей и девушек подросткового возраста // Педагогическое образование в России. 2019. № 4. С. 133–140. DOI: 10.26170/po19-04-18. EDN NDZAXL.

5. Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. Психологическое здоровье личности: к истории вопроса в отечественной психологии // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 6. С. 55–65. DOI: 10.31857/S020595920007317-4. EDN QYTTWG.

6. Щелокова Е.Г., Ященко Е.Ф. Жизнеспособность и инновационность мышления как психологические ресурсы личности в контексте построения карьеры // Ресурсы жизнеспособности и стрессоустойчивости современного человека. Психологические, психофизиологические, нейробиологические, педагогические аспекты. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, 2021. С. 80–93. EDN UYWGVJ.

7. Милованова Г.В., Куляшова Н.М., Шемякина Е.Ю. Сравнительный анализ мотивационных особенностей студентов на разных этапах обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 6. С. 46–57. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11043. EDN XFPIXY.

8. Сорокоумова С.Н., Ларикова Э.Н. Смысложизненные ориентации в структуре личности будущих дефектологов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1 (38). DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-9. EDN WKFLBR.

9. Богдан Н.В., Бородина Е.С. Структура мотивов к обучению у студентов-первокурсников в современной высшей школе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2021. Т. 13. № 3. С. 59–70. DOI: 10.14529/ped210305. EDN XWUXDM.

10. Гараева Е.А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 62–65. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0013. EDN VWTUFC.

11. Грибкова О.В., Шарагин В.И., Климова Л.Ю., Федорова Т.Ю. Исследование учебной и профессиональной мотивации студентов психологических специальностей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 559–566. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p559-566. EDN PEXUJF.

12. Кожевина А.П., Зимина Е.В. Смысложизненные ориентации при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов // Лидерство и менеджмент. 2021. Т. 8. № 2. С. 253–264. DOI: 10.18334/lim.8.2.112168. EDN CIEVJQ.

13. Кожевникова О.А. Ценностные ориентации современного студента // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. Т. 11. № 1. С. 25–31. DOI: 10.12731/2658-4034-2020-1-25-31. EDN KHWKVE.

14. Легостаева Е.С., Оконечникова Л.В., Денисова Д.С. Жизнестойкость, самооценка и мотивация как личностные факторы успешности обучения старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 149–156. DOI: 10.26170/po19-08-19. EDN TWFJZZ.

15. Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 100–113. DOI: 10.17759/jmfp.2018070210. EDN QNSSVV.

16. Шарок В.В. Эмоционально-мотивационные факторы удовлетворенности обучением в вузе // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 33–45. DOI: 10.17223/17267080/69/2. EDN YAFLRJ.

17. Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1 (81). С. 194–206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206. EDN YXOARH.

18. Droessiger G., Vdovinskiene S. Factors for Increasing Motivation to Theory Class Attendance among Students of Technology Studies // Integration of Education. 2020. Vol. 24. Issue 1. Pp. 50–61. DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.050-061


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Церфус Д.Н. Особенности ценностно-смысловой сферы и мотивации будущих специалистов транспортной отрасли. Транспорт БРИКС. 2024;3(1):1-6. https://doi.org/10.46684/2024.1.6

For citation:


Cerfus D.N. The specific features of the values and meaning domain and motivation of future specialists in the transport industry. BRIСS Transport. 2024;3(1):1-6. https://doi.org/10.46684/2024.1.6

Просмотров: 347


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-0812 (Online)