Preview

Транспорт БРИКС

Расширенный поиск

Пассажирский подвижной состав железных дорог Индии в первые полвека их работы

https://doi.org/10.46684/2024.1.2

Аннотация

В Индии, как и во многих странах, железные дороги зародились как промышленные колейные пути для перевозки руды, леса, камня, других строительных материалов. Именно такими были первые рельсовые промышленные дороги, обеспечивавшие строительные площадки, в частности, Chintadripet in Madras (1835), Red Hill Railroad line (1837), Godavari Dam Construction Railway (1845) и др.

Первоначально организаторы строительства железных дорог, исходя из общего социально-экономического положения в стране, не рассчитывали на развитие пассажирских перевозок, принимая во внимание фактически нищенское положение подавляющей части населения. Колонизаторы исходили из необходимости развития рельсовых дорог как важного инструмента эксплуатации колонии для вывоза в метрополию и на мировой рынок природных богатств Индии. Пассажирские перевозки на протяжении практически всего периода колониального владычества британцев ориентировались на узкий слой колонизаторов и немногочисленных богатейших представителей коренного населения страны.

К 1860-м годам сложилась система разделения пассажирских перевозок на железных дорогах Индии на четыре класса. Для обслуживания верхушки правящей элиты использовались вагоны-салоны. Разница условий проезда в роскошных вагонах-салонах и купейных вагонах первого класса в сравнении с вагонами III, IV классов была огромной и отражала социально-классовую структуру индийского общества. Железнодорожные пассажирские перевозки не затрагивали интересы бóльшей части населения, которая по уровню своего достатка не могла позволить себе поездки по железным дорогам, оставаясь за чертой достижений прогресса на транспорте XIX столетия.

Об авторах

В. Б. Захаров
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС)
Россия

Владислав Борисович Захаров — кандидат технических наук, доцент кафедры «Железнодорожный путь»;

190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9

РИНЦ ID: 662988, ResearcherID: IST-9636-2023



Е. Комаров

Россия

Егор Комаров — независимый исследователь,

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Banerjee J. Indian Railways: A Chronology. URL: https://victorianweb.org/technology/railways/india/chronology.html

2. Bogart D., Chaudhary L. Railways in Colonial India: An Economic Achievement? 2011. URL: https://sites.socsci.uci.edu/~dbogart/indraileconachieve.pdf

3. First train from Mumbai to Thane // Me Mumbai. 2023. URL: https://memumbai.com/first-train-in-mumbai/

4. Fletcher M. Railways: The pioneer years. London: Studio Editions, 1992.

5. Rolling Stock. Part I. Passenger Coaches and Other Coaching Stock // IRFCA. URL: https://irfca.org/faq/faq-stock.html

6. Nadar A.G. Pix: Have you seen India’s first rail coach? 2018. URL: https://m.rediff.com/getahead/report/pix-have-you-seenindias-first-rail-coach/20180524.htm

7. Stevens R. National Railway Museum: Photos: York, 2012. URL: https://www.cynic.org.uk/photos/York201204/NRM/index2.html

8. Victorian Train Travel // A Visitor’s Guide to Victorian England. Michelle Higgs’ guide to the weird and wonderful world of Victorian England. 2019. URL: https://visitvictorianengland.com/2019/08/09/victorian-train-travel/

9. View of the Liverpool & Manchester Railroad. URL: https://collection.sciencemuseumgroup.org.uk/objects/co66017/lithograph-view-of-the-liverpool-manchester-railroad-print

10. Crane W. Sketch of the carriages on the Liverpool & Manchester Railway. URL: https://collection.sciencemuseumgroup.org.uk/documents/aa110058824/sketch-of-the-carriages-on-theliverpool-manchester-railway

11. Johnson B. The Stagecoach // History UK. https://www.historic-uk.com/CultureUK/The-Stagecoach/

12. Aklekar R.B. Mumbai must revive its iconic double-decker buses. 2020. URL: https://localpress.co.in/mumbai/mumbai-mustrevive-its-iconic-double-decker-buses/

13. Атлас Петербурго-Московской железной дороги: оригинальные чертежи и акварели. Санкт-Петербург, 1851.

14. The first railway murder // British Transport Police. URL: https://www.btp.police.uk/police-forces/british-transport-police/areas/about-us/about-us/our-history/crime-history/first-railwaymurder/

15. Andrews E. Daring Train Robberies // Bettmann Archive. 2023. URL: https://www.history.com/news/6-daring-train-robberies

16. Сигнальные приборы на поездах. URL: https://poezdvl.com/vychislitelnaia-tehnika-na-zhd-rf/signalnye-pribory-napoezdakh.html

17. Raychaudhuri D. Indian Railways in Old Days During the British Raj. Part-II // History & Heritage of Indian Railways. 2015. August, 16. URL: http://dipakrc.blogspot.com/2015/08/classes-ofaccommodation-in-indian_16.html

18. Duddy S. A Day in the Life of a Guard // Isle of Wight Steam Railway. 2020. URL: https://iwsteamrailway.co.uk/2020/05/a-dayin-the-life-of-a-guard/

19. Mirza M. The British Couldn’t Take India’s Heat, So They Imported Ice From New England. Sailing frozen lake water across the world was big business // Atlas Obscura. 2018. URL: https://www.atlasobscura.com/articles/how-did-peopleget-ice

20. Indian Railways History: Early Days. Chronology of Railways: 1870–1899 // IRFCA. 2020. URL: https://irfca.org/faq/faqhist.html

21. Сидорова С.Е. Тающая роскошь: лед в колониальных тропиках // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. 2021. № 3. С. 72–98. DOI: 10.31249/RVA/2021.03.07. EDN BSXSTG.

22. Frederic Tudor Ice King // Proceedings of the Massachusetts Historical Society. 1933. URL: https://www.iceharvestingusa.com/Frederic_Tudor_Ice_King.html

23. Reed W.L. Frederic Tudor: The Entrepreneur Who BroughtIce to Calcutta // Foundation for Economic Education. 2021. https://fee.org/articles/frederic-tudor-the-entrepreneur-whobrought-ice-to-calcutta/

24. Indian Railways History: Early Days. Chronology of Railways: 1832–1869 // Indian Railways Fan Club Association (IRFCA). 2020. URL: https://irfca.org/faq/faq-hist.html


Рецензия

Для цитирования:


Захаров В.Б., Комаров Е. Пассажирский подвижной состав железных дорог Индии в первые полвека их работы. Транспорт БРИКС. 2024;3(1):1-14. https://doi.org/10.46684/2024.1.2

For citation:


Zakharov V.B., Komarov E. Passenger Rolling Stock of Indian Railways in the First Half-Century of Their Operation. BRIСS Transport. 2024;3(1):1-14. https://doi.org/10.46684/2024.1.2

Просмотров: 344


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-0812 (Online)