Судостроительная отрасль России: состояние и проблемы стратегического развития
https://doi.org/10.46684/2025.3.05
EDN: UCFGKN
Аннотация
Судостроительная промышленность — важнейшая для России трудоемкая, капиталоемкая и высокотехнологичная отрасль, которая производит продукцию для водного транспорта, морского и прибрежного строительства, гособоронзаказа, добычи полезных ископаемых, рыболовства и др. При этом сегодня актуальной задачей является выявление факторов, препятствующих долгосрочному развитию отечественного судостроения и анализ мер государственной поддержки, направленных на снижение их воздействия. Статья посвящена исследованию состояния судостроительной отрасли в России и стратегическому государственному управлению ею.
Материалами послужили нормативно-правовые акты РФ, официальные статистические данные, а также работы отечественных авторов. При проведении исследования использовались такие научные методы, как формализация, визуализация, сравнение, синтез, индукция и обобщение.
В работе рассмотрены мировые и отечественные тенденции судостроения и основные его участники; выявлены и обоснованы эндогенные (неэффективный менеджмент; моральное старение и физический износ оборудования и флота; неустойчивость функционирования отрасли как социально-экономической системы; недостаточное количество имеющихся предприятий и их мощностей для удовлетворения растущего спроса; применение устаревших технологий строительства судов; увеличение ключевой ставки и инфляционные процессы) и экзогенные (санкционная политика недружественных стран; процессы деглобализации, рост числа международных посредников, изменение международной логистики и цепочек поставок) факторы, препятствующие развитию судостроения в стране; проанализированы государственные стратегические документы, направленные на регулирование отрасли в долго- и среднесрочном периодах, и их недостатки; проведена оценка уровня финансирования за счет государственного бюджета исследуемой сферы.
В результате проведенного анализа авторы пришли к выводу, что эндогенные факторы доминируют над экзогенными и препятствуют дальнейшему стратегическому развитию исследуемой отрасли. С практической точки зрение предложен ряд мероприятий, направленных на снижение негативного влияния выявленных внутренних факторов, а именно: внесение изменений в закон «О стратегическом планировании в РФ»; ужесточение процедур мониторинга и контроля целевого расходования средств и четкого достижения поставленных стратегических целей и задач; усиление регулирования вопроса полной ответственности высшего менеджмента государственных корпораций за провалы и недостигнутые поставленные ранее долгосрочные цели и задачи.
Об авторах
Н. Е. ТерешкинаРоссия
Наталия Евгеньевна Терешкина — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент на транспорте»
ResearcherID: ABT-9293-2022
630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 191
О. А. Халтурина
Россия
Ольга Альбертовна Халтурина — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета
630099, г. Новосибирск ул. Каменская, д. 56
Список литературы
1. Российское судостроение сегодня и завтра / Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России. 26 июня 2024 г. // Морская коллегия. URL: https://marine.org.ru/upload/iblock/5f1/irnfb5z92d6o46gq6tk0qopdxtdubsgh.pdf.
2. Российские верфи увеличили число сданных судов на 36%, отмечают в INFOLine // INFOLine. URL: https://infoline.spb.ru/news/index.php?news=284501&ysclid=lv4n42ltmf942657874.
3. Сидоров А. Судостроение России: флот по осени считают // Морские вести России. 21.11.2024. URL: https://morvesti.ru/analitika/1692/112715/.
4. Квасникова Е.А. Макроэкономические детерминанты развития гражданского судостроения: мировые тренды и перспективы российских производителей // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 3. С. 1817–1832. DOI: 10.18334/vinec.12.3.115077. EDN VPPLVH.
5. Коновалов С. Проблем в судостроении много. Решать их будем вместе // Медиапалуба. 26.02.2024. URL: https://paluba.media/news/71450.
6. Сергеев К. Судостроение России: от программы — к Плану // Корабел. 30.05.2024. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/sudostroenie_rossii_ot_programmy_-_k_planu.html.
7. Специалисты АО «ЦНИИМФ» провели анализ поставок судов морского транспортного флота для отечественных судовладельцев за 2022 год // ЦНИИМФ. 17.03.2023. URL: https://cniimf.ru/press-tsentr/news/1632/#anc1.
8. Щукин П. Подсчитан прирост российского теневого флота танкеров // Лента. 17.12.2024. URL: https://lenta.ru/news/2024/12/17/prirost/.
9. Савченко О.В., Половинкин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития отечественного гражданского судостроения // Труды Крыловского государственного научного центра. 2022. № 3 (401). С. 152–164. DOI: 10.24937/2542-2324-2022-3-401-152-164. EDN KQCNFY.
10. Кожина Е.В., Счисляева Е.Р. Ключевые проблемы на пути цифровой трансформации российского судостроения // Beneficium. 2023. № 1 (46). С. 28–35. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2023.1(46).28-35.
11. «Дефицит кадров останется фундаментальной проблемой рынка труда в 2024» — итоги 2023 года в судостроительной отрасли страны // Медипалуба. 02.02.2024. URL: https://paluba.media/news/69112.
12. Тресорук А.А., Фролов И.Э. Долгосрочное развитие российского судостроения с учетом процессов диверсификации оборонных отраслей: модель и прогноз // Проблемы прогнозирования. 2020. № 6 (183). С. 119–128. DOI: 10.47711/0868-6351-183-119-128
Рецензия
Для цитирования:
Терешкина Н.Е., Халтурина О.А. Судостроительная отрасль России: состояние и проблемы стратегического развития. Транспорт БРИКС. 2025;4(3):05. https://doi.org/10.46684/2025.3.05. EDN: UCFGKN
For citation:
Tereshkina N.E., Khalturina O.A. Shipbuilding industry of Russia: State and problems of strategic development. BRIСS Transport. 2025;4(3):05. https://doi.org/10.46684/2025.3.05. EDN: UCFGKN