Preview

Транспорт БРИКС

Расширенный поиск
Том 4, № 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

РАЗНОЕ

01 5
Аннотация

27 сентября 1825 г. в Англии была открыта первая в мире железная дорога общего пользования «Стоктон и Дарлингтон», положившая начало железнодорожному транспорту, технические и технологические достижения которого сегодня во многом олицетворяют высокоскоростные железнодорожные магистрали. В июле 2025 г. на состоявшемся в Пекине XII Всемирном конгрессе по высокоскоростным железным дорогам в выступлениях участников отмечалась преемственность истории железнодорожного транспорта от первых железных дорог до высокоскоростных, обсуждались перспективы их развития. Первый конгресс по высокоскоростному железнодорожному транспорту прошел в Брюсселе в 1992 г. Подобные конгрессы собираются раз в 2–3 года Международным союзом железных дорог. Они стали традиционным форумом представителей государственных и общественных организаций разных стран, железнодорожных компаний, научных и проектных институтов, предприятий выпускающих подвижной состав и другую железнодорожную технику, а также университетов, занятых подготовкой специалистов транспортной отрасли. Цель встреч — анализ осуществленных проектов и выработка предложений по развитию столь важного сегмента железнодорожного транспорта, как высокоскоростные сообщения. Об истории железных дорог, о состоявшемся в Пекине конгрессе рассказывает его участник, а также участник десяти предыдущих конгрессов инженер путей сообщения, доктор исторических наук, почетный профессор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, главный научный редактор журнала «Транспорт БРИКС» Игорь Киселев. В свете реализации в России проекта первой высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва итоги конгресса представляет большой интерес для работников железнодорожного транспорта, научных и профильных высших учебных заведений.

ЭКОСИСТЕМА ТРАНСПОРТА: ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ

02 5
Аннотация

Создание первой в стране высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург — важный социально-политический, сложный технический, технологический и большой экономический проект. Проект комплексно включает, помимо проектирования и строительства стационарных объектов путевого хозяйства, электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи и других инфраструктурных компонентов, разработку и освоение производства отечественного высокоскоростного поезда. В журнале «Транспорт БРИКС» в 2025 году (т. 4, вып. 1 и 2) на русском и английском языках был опубликован репортаж-отчет о пленарном заседании VI Бетанкуровского международного инженерного форума «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург – Москва: вызовы, решения, кадры», в котором были представлены основные сведения о проекте, его инфраструктурной составляющей. Для полноты картины с небольшими сокращениями публикуется лекция-доклад начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД», к.т.н. В.Е. Андреева «О разработке электропоезда для первого этапа сети высокоскоростных магистралей в России», прочитанный 2 апреля 2025 г. для студентов и преподавателей Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

03 5
Аннотация

В условиях стремительного роста объемов пассажирских перевозок по железной дороге одной из приоритетных задач становится повышение эффективности использования подвижного состава. Ключевое направление в ее решении — увеличение пассажировместимости вагонов при обеспечении высокого уровня прочности, надежности и безопасности конструкции.

Представлена усовершенствованная конструкция кузова пассажирского вагона повышенной вместимости, разработанная с учетом современных требований к комфорту, экологичности и эксплуатационной эффективности. Для оценки характеристик конструкции был проведен комплексный анализ, включающий теоретические расчеты напряженно-деформированного состояния элементов кузова с использованием метода конечных элементов. Численное моделирование позволило выявить критические зоны конструкции и оптимизировать ее параметры для повышения прочности и снижения материалоемкости. Результаты моделирования были дополнены и подтверждены экспериментальными испытаниями опытного образца, проведенными в условиях, максимально приближенных к реальной эксплуатации.

Полученные данные свидетельствуют о соответствии конструкции требованиям действующих нормативных документов, включая стандарты безопасности и долговечности. Предложенная конструкция демонстрирует улучшенные эксплуатационные характеристики, что делает ее перспективной для применения в проектировании и модернизации пассажирских вагонов нового поколения. Результаты исследования могут служить основой для дальнейших разработок в области создания инновационного железнодорожного транспорта, обеспечивающего повышенный уровень комфорта и эффективности.

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ 4.0

04 5
Аннотация

Рассматриваются основные аспекты взаимодействия транспортных вузов России и Китайской Народной Республики для повышения эффективности железнодорожной отрасли в части грузовых и пассажирских перевозок. Анализ выполнен с учетом транспортно-логистических особенностей в товарообмене двух стран. Взаимодействие в сфере грузовых и пассажирских перевозок ориентировано на рыночную конъюнктуру. Однако при этом не уделяется достаточного внимания тому, как готовить специалистов для решения новых задач. В условиях переориентации основных транспортных потоков на Восток и активной загрузки международных транспортных коридоров для повышения эффективности работы транспортного комплекса двух стран требуется дальнейшее развитие транспортных хабов, связывающих логистику и потенциал различных видов транспорта. Для этого необходимо готовить квалифицированные кадры по общим образовательным стандартам двух стран — России и КНР. При этом обучающиеся — будущие специалисты — должны понимать специфику геоэкономического взаимодействия, характер развития трансграничных логистических центров, а также иметь представление о полном цикле производства от промышленного до транспортного воплощения в логистике перевозок. Решение задачи кроется в формировании и реализации совместных образовательных программ, учебных планов отраслевых учебных заведений двух стран. Приволжский государственный университет путей сообщения и Ляонинский железнодорожный институт в рамках соглашения о сотрудничестве реализуют совместные партнерские образовательные программы. В перспективе необходима реализация совместных образовательных проектов с элементами мультикультурного подхода для подготовки не только студентов, но и работающих специалистов.

ЭКОНОМИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ЛОГИСТИКИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ И ПРАКТИКА

05 8
Аннотация

Судостроительная промышленность — важнейшая для России трудоемкая, капиталоемкая и высокотехнологичная отрасль, которая производит продукцию для водного транспорта, морского и прибрежного строительства, гособоронзаказа, добычи полезных ископаемых, рыболовства и др. При этом сегодня актуальной задачей является выявление факторов, препятствующих долгосрочному развитию отечественного судостроения и анализ мер государственной поддержки, направленных на снижение их воздействия. Статья посвящена исследованию состояния судостроительной отрасли в России и стратегическому государственному управлению ею.

Материалами послужили нормативно-правовые акты РФ, официальные статистические данные, а также работы отечественных авторов. При проведении исследования использовались такие научные методы, как формализация, визуализация, сравнение, синтез, индукция и обобщение.

В работе рассмотрены мировые и отечественные тенденции судостроения и основные его участники; выявлены и обоснованы эндогенные (неэффективный менеджмент; моральное старение и физический износ оборудования и флота; неустойчивость функционирования отрасли как социально-экономической системы; недостаточное количество имеющихся предприятий и их мощностей для удовлетворения растущего спроса; применение устаревших технологий строительства судов; увеличение ключевой ставки и инфляционные процессы) и экзогенные (санкционная политика недружественных стран; процессы деглобализации, рост числа международных посредников, изменение международной логистики и цепочек поставок) факторы, препятствующие развитию судостроения в стране; проанализированы государственные стратегические документы, направленные на регулирование отрасли в долго- и среднесрочном периодах, и их недостатки; проведена оценка уровня финансирования за счет государственного бюджета исследуемой сферы.

В результате проведенного анализа авторы пришли к выводу, что эндогенные факторы доминируют над экзогенными и препятствуют дальнейшему стратегическому развитию исследуемой отрасли. С практической точки зрение предложен ряд мероприятий, направленных на снижение негативного влияния выявленных внутренних факторов, а именно: внесение изменений в закон «О стратегическом планировании в РФ»; ужесточение процедур мониторинга и контроля целевого расходования средств и четкого достижения поставленных стратегических целей и задач; усиление регулирования вопроса полной ответственности высшего менеджмента государственных корпораций за провалы и недостигнутые поставленные ранее долгосрочные цели и задачи.

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА

06 6
Аннотация

Рассмотрено зарождение научно-инженерных подходов к проектированию и строительству железных дорог общего пользования в XIX в. Недостаточное развитие техники и технологии того времени накладывало серьезные ограничения на стремление проектировщиков и строителей сократить длину трассы железных дорог. Высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ), строительство которых началось в 1960-е гг., создавались в новых технико-технологических условиях. Приведены сравнительные характеристики ряда железных дорог, построенных в XIX в. и ВСМ XX в. Среди крупных железных дорог, сооруженных в XIX в., есть примеры магистралей с высокими техническими характеристиками, в частности, отличающихся прямолинейностью трассы. Так, параметры построенной в 1851 г. Петербурго-Московской железной дороги длиной 650 км позволили после проведенной реконструкции технических устройств, но без кардинального переустройства плана и профиля, организовать на ней высокоскоростное движение (до 250 км/ч).



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-0812 (Online)