Эпопея Байкало-Амурской магистрали — судьба миллионов. К 50-летию начала строительства
https://doi.org/10.46684/2024.2.6
Аннотация
Байкало-Амурская магистраль — один из самых амбициозных и противоречивых советских проектов по общественно-политическому и историческому шлейфу восприятия. Проект новой железной дороги, севернее Транссиба, был предложен еще в начале XX в. К идее обратились в 1920–1930-е годы. Велись изыскания, на одном из участков началось строительство, прерванное Великой Отечественной войной (Второй мировой войной). Более того в военные годы на построенном участке было демонтировано верхнее строение пути и ряд инженерных сооружений, которые использовались для строительства чрезвычайно важной рокадной железной дороги в районе Сталинграда, сыгравшей заметную роль в снабжении советских войск в период Сталинградской битвы. Интерес к строительству БАМа советского руководства в 1960–1970-е гг. вновь возник в условиях обострения политической обстановки — осложнения взаимоотношений СССР с КНР. Однако уже в этот период вполне обоснованно ставился вопрос не только о политической, но и экономической стратегической значимости проекта с позиций перспектив развития страны, освоения природных богатств этого региона, развития транспортных связей между европейскими, сибирскими, дальневосточными территориями государства. В период после развала СССР проект строительства БАМа, не без влияния находившихся под западным влиянием лиц в руководящих кругах страны, был причислен к ошибочным, чрезвычайно затратным, экономически и социально неоправданным. Сегодня в обществе, государстве, под влиянием многих факторов последних лет приходит понимание важности завершения и развития проекта строительства БАМа. Этот проект сыграл большую роль в судьбах миллионов людей, многих организаций и учреждений. Среди них — Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, сегодня — Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, чьи студенты, выпускники, ученые и специалисты на протяжении полувека в различных формах были вовлечены в проект сооружения Байкало-Амурской магистрали.
Об авторах
Е. КомаровРоссия
Егор Комаров — независимый исследователь
Санкт-Петербург
Е. Сергеева
Россия
Екатерина Сергеева — независимый исследователь.
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Восточный полигон — Транссиб и БАМ. Общая характеристика // РЖД. URL: https://cargo.rzd.ru/ru/9787/page/103290?id=19716
2. Восточный полигон: путь к комфортной жизни для жителей и развитие дорог. 2022. URL: https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/vostochnyy-poligonput-k-komfortnoy-zhizni-dlya-zhiteley-i-razvitie-dorog/
3. Крылов И. БАМ в цифрах. URL: https://arzamas.academy/materials/1729
4. Встреча с ветеранами-строителями работниками Байкало-Амурской магистрали. 2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73922
5. Алексей Дружинин вручил медали к 50-летию БАМа и 20-летию Росжелдора. 2024. URL: https://rlw.gov.ru/news/document/19915
6. 50-летие начала строительства БАМа. 2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73928
7. Чижова М. Век живи, век учи! 2024. URL: https://www.pgups.ru/news/science_and_innovation/vek-zhivi-vek-uchi/
8. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль: в 4 ч. Ч. 1: Изыскания и проектирование (по техническому проекту) / Под ред. В. А. Брежнева. М., 1990. С. 31.
9. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль: технический отчет об изысканиях, проектировании и строительстве: в 2-х томах / гл. редактор В.А. Брежнев. Вельск, 1997. Т. 1, 383 с.; Т. 2. 530 с.
10. Что известно о Байкало-Амурской магистрали // ТАСС. 2024. URL: https://tass.ru/info/20613909
11. Конюхов А.П. Вклад АО «Ленгипротранс» в изыскания и проектирование БАМ» // Новейшая история и перспективы развития железных дорог России: научно-практическая конференция Рукопись. СПб, ПГУПС, 2024. – 15 с. (НТБ ПГУПС).
12. БАМ. Хронология событий: 1974. URL: http://ihaefe.org/bam/
13. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль: Летопись стройки 1967–1989 гг.: в 2 т. МПС России, 1993. Т. 2. С. 86.
14. Краткая хроника строительства БАМа. URL: http://www.tynda.ru/sasw/win/bam/bam_chr.htm
15. Комсомольская летопись БАМа. Продолжение. Вторая часть. URL: https://komsomol-100.clan.su/publ/komsomolskaja_letorist_bama_prodolzhenie_vtoraja_chast/8-1-0-250
16. Красковский Е.Я. Институт — стройке века // Вестн. высш. школы. 1976. № 3. С. 18.
17. Бороненко Ю.П. Вклад стройотрядов ЛИИЖТа и Зонального студенческого отряда (ЗСО) «Байкал» в строительство Бурятского участка БАМа // Новейшая история и перспективы развития железных дорог России: научно-практическая конференция. Рукопись, СПб, ПГУПС, 2024. – 16 с. (НТБ ПГУПС).
18. Бушуев Н.С., Шкурников С.В. Вклад ЛИИЖТа — ПГУПСа в строительство БАМа // Студенческие отряды: вчера, сегодня, завтра: матер. слета-конкурса студенческих отрядов вузов МПС России. Рукопись, СПб, ПГУПС – 2004. С. 61–63. (НТБ ПГУПС).
19. Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали — мост между прошлым и будущим России. М.: Транспорт, 2005. 348 с.
20. Киселев И.П., Воронина М.М., Елисеев Н.А. История Петербургского государственного университета путей сообщения: монография. В 2-х томах, 3-х книгах. Том 2-й, книга 1-я. СПб.: ПГУПС, 2009. 404 с. EDN SYVNNF.
21. Проектирование, строительство и эксплуатация БАМа. Сборник докладов научно-технической конференции, организованной ВНИИЖТ и ЛИИЖТ / под ред. М.М. Филиппова – Л.: ЛИИЖТ, 1978. 229 с.
22. Елисеев Н.А., Макаров Г.Г. 60 лет с именем Ленина. Из истории комсомольской организации ЛИИЖТ: Рукопись. Л., ЛИИЖТ, 1984. – 44 л. (НТБ ПГУПС).
23. Чижова М. Студент — на вес золота. 2024. URL: https://www.pgups.ru/news/student_life/student-na-ves-zolota/
24. Шехтман Е.И. Выполнение задач по строительству Восточного участка Байкало-Амурской магистрали силами Железнодорожных войск (1974–1989 гг.) // Новейшая история и перспективы развития железных дорог России: научно-практическая конференция. СПб, ПГУПС, 2024. Рукопись (НТБ ПГУПС).
Рецензия
Для цитирования:
Комаров Е., Сергеева Е. Эпопея Байкало-Амурской магистрали — судьба миллионов. К 50-летию начала строительства. Транспорт БРИКС. 2024;3(2):1-24. https://doi.org/10.46684/2024.2.6
For citation:
Komarov E., Sergeeva E. The epic of the Baikal-Amur Mainline is the fate of millions. On the 50th anniversary of the start of construction. BRIСS Transport. 2024;3(2):1-24. https://doi.org/10.46684/2024.2.6